Праздник оленя у ненцев

День оленя - традиционный праздник коренных жителей тундры - ненцев. Впервые День оленя отмечали в Ненецком автономном округе в августе 1982 года. Официальной датой праздника считается 2 августа’ но обычно он затягивается на неделю. Обязательной частью праздника является торжественное собрание ненецких семей’ на котором награждаются и чествуются лучшие оленеводы’ организуется праздничное гулянье.

День оленя — традиционный праздник коренных жителей тундры — ненцев. Впервые День оленя отмечали в Ненецком автономном округе в августе 1982 года. Официальной датой праздника считается 2 августа, но обычно он затягивается на неделю. Обязательной частью праздника является торжественное собрание ненецких семей, на котором награждаются и чествуются лучшие оленеводы, организуется праздничное гулянье.

В программу праздника включаются гонки на оленьих упряжках, в которых могут участвовать и мужчины и женщины. Проводятся состязания по национальной борьбе, метанию тынзея — аркана, на точность попадания и дальность броска, прыжкам через нарты, бегу на короткую дистанцию, метанию топора на дальность, перетягиванию палки, а также выступления коллективов художественной самодеятельности.

Во время праздничного гулянья можно покататься на настоящей оленей упряжке, погостить в чуме, отведать национальные блюда из оленины и местных экологически чистых дикоросов, примерить национальную ненецкую одежду, испытать себя в национальных ненецких состязаниях и поучаствовать в мастер классах по изготовлению ненецких сувениров и блиц-курсах по изучению ненецкого языка.

Связь человека с северным оленем имеет долгую историю: она начинается со среднего плейстоцена и продолжается до настоящего времени. В течение последних нескольких десятков тысяч лет северный олень является основным ресурсом для многих народов на огромной территории. Освоение суровых территорий Севера было теснейшим образом связано с охотой на диких северных оленей, добыча которых давала человеку пищу, одежду, постель и кров. Вместе с северным оленем продвигался человек на Север вслед за отступающими ледниками.

Значительно позже северные народы связали свою судьбу с одомашненными стадами северных оленей, у некоторых народов Севера оленеводство не получило развития. Период оленеводства значительно короче того времени, когда человек жил главным образом охотой на диких оленей.

В истории каждого оленеводческого народа оленеводство являлось одним из основных видов хозяйственной деятельности большинства населения. У многочисленного народа оленеводством могли заниматься отдельные этнические группы: поморы у русских, коми-ижемцы у коми, северные группы якутов. Некоторые народы прекратили заниматься оленеводством, камасинцы, койбалы были ассимилированы.

У эскимосов Северной Америки период оленеводства, когда оно было источником пищи, зимней одежды и денежных доходов для значительной части населения, составлял всего несколько десятилетий. Большинство оленеводческих народов населяют Россию. Эвенки ведут оленеводство на территории России и Китая. Саамы — коренные народы России, Финляндии, Швеции и Норвегии — участвовали в становлении оленеводства на Аляске, в Канаде и Гренландии.

Когда живешь в городе и каждый день начинаешь с проверки социальных сетей, чашечки кофе, выбора наряда, даже не думаешь о том, что где-то есть совсем другая жизнь. Реальность, в которой нет интернета, воду нужно греть на костре, а одежду шьют из шкур животных. Где приходится переезжать с места на место в поисках еды и тепла. Где вечная мерзлота – это не термин с урока по географии, а привычная среда обитания. Сегодня в тундре за полярным кругом кочует почти 16 000 человек, десятки общин. Это люди, которые в 21 веке сохраняют традиционный уклад жизни и ни за что не променяют арктическое лето и зиму, чумы и оленьи упряжки на бетонные коробки в душном городе.

123

Маршрут в небе

Ненецкий автономный округ по размеру как две Франции. И на его территории ни одного шоссе или автомагистрали. Все маршруты проложены в небе. Чтобы попасть на праздник оленя в одну из общин ненцев, нужно пролететь 500 километров из единственного города в Заполярье – Нарьян-Мара, а дальше провести четыре часа в пути. Температура здесь на 10 градусов ниже, чем в городе. Дует промозглый ветер с Баренцева моря. Вертолет жестко садится на болотистую почву тундры, тебя встречает пестрая толпа. Кто в национальных костюмах, а кто в современных куртках и штанах.

Это община Ямб-То. Вдалеке виднеются два чума, как выясняется после – гостевых. Их поставили специально для праздника. Люди преодолели сотни километров в оленьих упряжках. Многие из них не виделись целый год. День Оленя – самый главный для ненцев. Праздник встреч, веселья и день, когда заканчивается лето.

«Умчи в свою страну оленью … »

Олень – священное животное для этих людей. О нем слагают легенды, поют песни. На все праздники лучший подарок – олененок. Это только со стороны кажется, что великолепные животные подчиняются человеку. После разговора с пастухом становится ясно, что вся жизнь кочевников крутится вокруг стада. Олень знает, когда надо покинуть место стойбища, потому что подкрались холода или наступают жаркие дни. Ему известно, где найти еду и укрыться от ветров. И община послушно следует за ним.

123123

«Олень…  Это транспорт. Круглый год на нем ездят. Зимой, летом, осенью. Это мясо. Это наша еда. Это одежда. Она греет нас, когда холодно. Это наш дом. Из шкур мы делаем накидки для чумов», – рассказывает оленевод Евгений Тайберей.

Олени в стаде делятся на два типа. Аука – ручной олень. Он живет совсем рядом с человеком. Это домашнее животное кочевника. Может зайти в чум, спать у входа, играть с детьми. Точно кошка или собака.

Остальные олени пасутся в стаде в нескольких километрах от поселения. Среди них также есть особенная категория – ездовые. Транспорт кочевника – упряжка. Ее мощность составляет шесть оленьих сил. Два отвечают за левый поворот, два – за правый, посередине – ведущие. Поездка часто занимает несколько часов. Поэтому опытный ездок всегда знает, когда пришло время поменять местами «поворотники».

«Надо менять. Иначе они натрут себе плечи. А это боль. С болью оленя далеко в тундре не уедешь. Мальчиков обучаем этому мастерству – управлять упряжкой – с детства. Потому что общине нужно много водителей», – рассказывает оленевод Афанасий Семенович.

День оленя – день встреч

Праздник имеет символическое значение. Это последний день лета. Начинаются заморозки, подступает зима. Следовательно, кочевникам пора собираться в путь. Ненцы широко отмечают начало кочевого сезона.

123123

На Дне оленя проходят тундровые «олимпийские игры». Мужчины соревнуются в силе, ловкости, меткости. Все состязания тоже связаны с оленем – метание аркана, прыжки через нарты, гонки в оленьих упряжках.

Женщины к празднику готовят традиционное заполярное угощение – похлебку из оленины. Некоторые кочевники едят сырое мясо. Это своего рода деликатес. Самыми вкусными считаются глаза, почки и печень оленя.

123123

Праздник можно сравнить с крупной вечеринкой. В этот день могут образовываться пары. Девушки и юноши присматриваются друг к другу. И только на следующий год может быть объявлено о свадьбе. Если, конечно, семьи молодых людей дадут свое родительское благословение. Но не стоит думать, что кочевники совсем оторваны от нашей действительности. Например, Аня с прошлого Дня оленя переписывалась в социальной сети с молодым человеком из соседней общины. За несколько дней до праздника он намекнул ей в сообщении, что хочет сделать предложение.

123

Девушка ответила согласием. Но брак так и не состоялся. Беспечный юноша много километров проехал в оленьей упряжке, но забыл о традициях. Прибыл свататься без старшего представителя своей семьи. И тундровый Ромео покинул праздник без дамы сердца.

День оленя перетекает в ночь, а затем наступает утро оленя. Кочевники могут покинуть праздничный лагерь не раньше следующего дня. Они разъезжаются по своим поселениям, чтобы собрать чумы, вещи, погрузить все в упряжки и отправится путешествовать по тундре в поисках нового жилья. Там тоже не будет ни названий улиц, ни номеров квартир. И если кто-то захочет отправить им открытку, то адрес будет «не дом и не улица», а «Россия, тундра, второй чум слева от полярной звезды».

Фото: Иван Поситко

2 августа в России отмечается
День оленя – профессиональный праздник работников оленеводства в Ненецком
автономном округе и республике Коми. Празднование Дня оленя приурочено к
окончанию летнего выпаса оленей и началу перекочёвки стад на зимние пастбища и
растягивается на несколько дней. Традиционные места проведения праздника –
стойбища оленеводов в Большеземельской, Малоземельской и Канинской тундре, куда
гости добираются на вертолётах.

Как указывает Википедия, официальная
дата празднования Дня оленя 2 августа закреплена в 2007 году. Но, история
праздника начинается с 1932 года. Тогда он отмечался в первое воскресенье
августа. С 1985 года праздник стал называться Днём оленевода, (в Ямало-Ненецком
автономном округе такое название он носит и сейчас). В 2002 году, на первом
съезде оленеводов Ненецкого округа, традиционному празднику было решено вернуть
первоначальное имя – День оленя.

Во время праздника в стойбищах
оленеводов проводятся соревнования по национальным видам спорта прыжки через нарты, метание
тынзея на хорей (лассо на палку-погонялку), гонки на оленьих упряжках, дающие
возможность показать свою сноровку и умение. Кроме того, на празднике можно
посмотреть выступления народных коллективов и отведать национальные деликатесы.
В это день чествуют лучших пастухов и чумработниц*.

Тундра тянется на тысячи километров вдоль всего севера России. На северных территориях России сосредоточено
около 70 процентов мирового поголовья оленей. По количеству домашних северных
оленей Ненецкий автономный округ занимает третье место в России, впереди – только Ямал и Якутия.
Поголовье оленей в округе составляет около почти 175 тысяч особей. Из них свыше
130 тысяч составляют общественное стадо и около 45 тысяч – частная
собственность.

Ареал обитания северного оленя (фото Википедия)

Олени являются не только одной из отраслей сельского
хозяйства, но и составляют традиционный уклад жизни многих коренных северных
народов России. Для ненцев олень
это всё: питание (оленина –
нежное, экологически чистое мясо. Блюда из неё просты и необычайно вкусны), транспорт (на оленьих упряжках ездят не
только зимой по снегу, но и летом по траве и мхам), рога, панты, внутренние
органы используют в фармацевтике.
Олень – это одежда: малицы у
мужчин и паницы у женщин, обувь из оленьего меха – пимы и тобоки,
сумки-тучейки. Олень – это жилище:
чум, покрытый оленьими шкурами и брезентом, выстланный шкурами же изнутри, на
которых сидят, спят, прекрасно предохраняет от лютой зимней стужи. В нём тепло
и уютно.

Интересные факты о северных оленях:

  • В мире насчитывается 51 вид оленевых. Северный
    олень
    парнокопытное
    млекопитающее семейства оленевых, единственный представитель рода.
  • В С. Америке северный олень зовётся кари́бу.
  • Дикий северный олень называется сокжой. Самка
    домашнего оленя называется важенкой, оленёнок до года – неблюй или неплюй,
    новорожденный оленёнок – пыжик.
  • Северные олени единственные представители семейства оленьих, у
    которых корона из рогов украшает и самок и самцов.
  • Бегают северные олени быстрой рысью, практически
    не уставая, быстро плавают.
  • Суставы ног северного оленя очень подвижны и
    сгибаются под острым углом, так что олень, например, может чесать себе за ухом
    копытом задней ноги.
  • При движении северных оленей слышится
    своеобразный звук, по которому о приближении стада ночью можно узнать за
    сотни
      метров – скакательные суставы
    издают щелчки.
  • Длинная морда северного оленя полностью покрыта
    прочной шкурой, даже нос, что связано с добыванием корма в снегу. Волосами
    покрыта и внутренняя сторона ушной раковины.
  • У северных оленей хорошее обоняние, приличный
    слух, но очень слабое зрение. В стадах
     
    олени руководствуются поведением вожаков передовых оленей гирвасов.
  • Питается северный олень не только ягелем
    (лишайник). Летом
      они   едят траву, листья и побеги деревьев,   кустарники, 
    грибы, ягоды. Зимой основным кормом служат ягель, древесные лишайники, а
    также веточки лиственных деревьев, мхи и зелёные растения, сохранившиеся под
    снегом. При случае поедают леммингов, яйца птиц.
  • Северные олени в больших количествах пьют
    морскую воду и едят водоросли, чтобы поддержать в организме солевой баланс. Для
    этого же грызут сброшенные рога. Из-за нехватки в рационе минеральных солей
    олени могут грызть рога друг у друга.
  • Олени поедают снег, чтобы утолить жажду. Обезвоживание
    организма оленя ведёт к быстрому рассасыванию жира, что может вызвать
    промерзание животного.
  • Олень – часто единственный источник пищи и
    витаминов народов Севера – саами, ненцев, энцев, хантов, эвенков и эвенов,
    чукчей, юкагиров.
  • В Нарьян-Маре (Ненецкий АО) установлен памятник
    оленно-транспортным батальонам.

    В композиции представлены оленевод, северный
    олень и ненецкая лайка. В 1941 году более 6 тысяч ездовых оленей по приказу
    Государственного Комитета обороны были отправлены на Карельский фронт в
    сопровождении 600 оленеводов из округа. Воины-северяне под Мурманском свыше
    двух лет держали линию фронта.

 

Ненецкие пословицы и поговорки о северных оленях:

Как олень гордо несёт голову
свою, так же высоко держи имя своё.

Тот, кто оленя может побить,
сам не уйдёт от его копыт.

Оленю лучшая мерка – в дороге
проверка.

Олень за ягелем бежит быстрее,
чем из-за хорея.

О человеке складывается мнение
по упряжке его оленей.

Я слышал стук копыт, значит, по
тундре кто-то спешит.

Бело-пёстрого Духа-Оленя
берегите из поколения в поколение.

У оленя мех-камус крепок на
ногах оттого, что не ленится копаться ими в снегах.

ПРИМЕЧАНИЕ:

* Чумработница – жена оленевода,
которая живёт в чуме, ведёт хозяйство, помогает мужу в разведении скота. Официальный
статус и гарантии для «чумработниц» закреплены в новой редакции закона об
оленеводстве (2016). Женщины получают ежемесячную зарплату в размере
прожиточного минимума округа и у них идёт официальный трудовой стаж. Получить
профессию чумработницы можно в колледже в Салехарде. Но чаще всего девушки
становятся «хозяйками тундры» без подготовки, просто выйдя замуж за оленевода.

Подробнее:

Читайте  «оленьи» книги,
имеющиеся в фонде нашей библиотеки, в том числе и в адаптированных форматах:

Голубев, Г. След Золотого Оленя [Шрифт Брайля] : приключенческая
повесть / Г. Голубев. – М. : Просвещение, 1976. – 4 кн. – С изд.: М.: Мол.
гвардия, 1974.

Во
время строительных работ в Керчи в подполе разрушенного дома находят золотую
вазу с изображениями из скифского быта и ряд других предметов. Как они туда
попали, из какого кургана их добыли, кто были люди, их спрятавшие, – археологи
или злоумышленники? Над решением этих и многих других вопросов, связанных с
находкой, работает группа археологов. Разгадывая одну загадку за другой, они
находят следы тех, кто добрался до сокровищ, а затем находят и самый курган.
Находки помогают учёным сделать серьёзный вклад в историю скифских племен.

Дэниелс, Л. Дом для оленей [Текст] : рассказы о животных / Л. Дэниелс.
– М. : Эгмонт Россия, 2002. – 128 с.

Олени
– красивые, благородные животные. Они живут в лесах и редко попадаются на
глаза. Но что произойдет, если хозяин земель, где обитают олени, вмешается в их
жизнь, попробует выгнать их из привычных мест? Дети, герои книги, не хотят
мириться с несправедливостью и решают помочь животным.

Кожевников, В. И. Солнечный олень [Текст] / В. И. Кожевников. –
Невинномысск : Городская типография, 2007. – 236 с.

Издание
содержит сказки, легенды для детей среднего возраста.

Король-олень [Видеозапись] : сказка. – М. : Видеопроект, 1997. – 1 вк.
(79 мин.).

«Король-олень»
– художественный фильм по одноимённой пьесе Карло Гоцци, снятый на киностудии
им. Горького в 1969 году. Музыкальная театрализованная сказка. В фильме звучат
песни на музыку Микаэла Таривердиева в исполнении Аллы Пугачёвой, Юрия
Яковлева, Сергея Юрского, Олега Ефремова, Олега Табакова.

Пассар, А. А. Последнее
камлание; Пурга над оленьими рогами;
Трёхпалый волк [Звукозапись] : повесть, рассказы, очерки / А. А. Пассар ;
читает Селезнёва Л.П. – Хабаровск : Хабаровская кр. спец. б-ка для слепых,
2010. – 3 мфк., (11 час.52 мин.) : 2,38 см/с, 2 доp. – С изд.: Хабаровск: Хабаровское
кн. изд-во, 2005.

Повесть
известного нанайского писателя Андрея Пассара, участника Великой Отечественной
войны, служившего на дальневосточной границе около пяти лет «Пурга над оленьими
рогами» рассказывает о подвиге молодой нанайской женщины Екатерины Гапчиевны,
которая выполнила свой долг, защищая Родину в войне с Японией.

Пришвин, М. М. Олень-цветок [Текст] / М. М. Пришвин. – Хабаровск :
Книжное издательство, 1970. – 189 с. – (Школьная библиотека).

Михаил
Пришвин большой знаток природы, в 1931 году побывал на Дальнем Востоке. Под его
пытливым взглядом раскрываются тайны Корня жизни – женьшеня, а Хуа-лу предстаёт
как Олень-цветок. С удовольствием будут приняты читателем и короткие новеллы о
дорожных впечатлениях, о редких зверях Приморья и замечательных
дальневосточниках, преобразующих природу края.

Шундик, Н. Е. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1. Быстроногий олень
[Текст] : рассказы / Н. Шундик. – М. : Советская Россия, 1983. – 512 с.

В
романе Николая Шундика «Быстроногий олень» рассказывается о людях Чукотки, об
огромных переменах в жизни чукотского народа, которые произошли за годы
Советской власти. Дружба чукчей с русскими, их совместная борьба за новую жизнь
встречает яростное сопротивление со стороны остатков местного кулачества,
шаманов. Особенно ожесточенной эта борьба становится во время войны. Передовые
оленеводы Ятто, Айгинто, Майна-Воопка, Тымнэро и другие под руководством Гэмаля
и Ковалева продолжают строить счастливую жизнь в тундре.

Традиции северных народов: магические и бытовые

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие обычаи и традиции у северных народов

  • Какие праздники отмечают северные народы

  • Как использовался бубен в традиции северных народов

  • Как использовали магию в традиции северных народов

Быт – это естественный уклад жизни этноса, включающий в себя определенные традиции и религиозные верования. Культура каждого народа по-своему уникальна. Мы с вами рассмотрим традиции северных народов.

Северные народы: обычаи и традиции

Проживание северных народов в условиях дикой природы и сурового климата стало определяющим фактором в формировании быта и традиций этого этноса. Мир севера непредсказуем: он может как навредить человеку, так и быть к нему благосклонным. Отсутствие научных познаний о сути природных явлений привело к тому, что люди стали связывать естественные процессы с существованием добрых и злых духов, с которыми впоследствии пытались жить в мире и согласии.

Сотнями лет у людей севера формировалась своеобразная культура, которую они донесли до нашего времени. Их философия проста – все в мире связано одним общим началом, а человек на земле – всего-навсего крошечная пылинка. Северные народы считали, что природа – мать для всех живущих, а вред, нанесенный ей, вернется каждому вдвойне. Эти постулаты являются основой всей культуры северян, их законов и магических обрядов.

Эксперты магазина «Ведьмино Счастье» рекомендуют:

Согласно традициям северных народов, природа является живой. Все вокруг имеет свою душу: озера, тайга, поля и равнины.

В связи с этим магические обряды общения с духами, их задабривание, кормление это своего рода нравственные уроки и правила для каждого.

Очень интересными с точки зрения религиозного культа и его особенностей были ненцы. Отличительной особенностью этого этноса были интересные легенды о героях прошлого, бившихся с богами и злыми духами. К слову, ранее ненцы проживали на территории современной Тюменской области.

Традиции ненцев

Если быть точным, то ненцы являлись представителями самодийского народа, одного из самых многочисленных на тот момент. Существует две группы этой народности: тундровые и лесные.

Основным занятием этих северных народов было оленеводство. Этим ремеслом ненцы занимались круглый год. Пасущихся животных охраняли специально обученные собаки, а главным транспортом у северян были нарты с единственной задней спинкой, в которые запрягались собаки или олени.

Традиции народов севера_оленеводство

Нарты могли быть изготовлены в двух вариантах – для женщин и для мужчин. В такие сани могут быть запряжены до 7 оленей. При ловле животных из этих же саней делали специальный загон.

Ненцы были кочевым народом. Для своего проживания они строили чумы. Такой дом возводился из тридцати жердей и сверху дополнительно укрывался берестой в теплые месяцы, а в очень сильный мороз вместо бересты использовались шкуры животных. Для обогрева разводили огонь, обычно это делали в центре постройки. Пламя использовали для того, чтобы приготовить еду. Для этого над костром вешали планку, где на крюк крепили чайник или котелок. В настоящее время в чумах топят обычные железные печи.

Лежаки оборудовались рядом с костром, а напротив входа в чум обычно размещались бытовые и религиозно значимые предметы.

В целом, культура данного этноса является крайне интересной. Каждая перекочевка сопровождалась разборкой жилищ, части которых укладывались в специально предназначенные сани. Помимо выпаса оленей ненцы также занимались охотой на диких северных оленей, песцов, росомах, лисиц и др. Из шкур женщины шили одежду.

Праздники и традиции северных народов

Вороний день

Вороний день

Праздник весны назван в честь вороны неспроста. По традициям северных народов с прилетом этой птицы связано окончание суровых морозов. Ворона, которая в числе первых прилетает в северные края после зимы, по верованиям северян, пробуждает жизнь в тундре. Потому эта птица и считается покровительницей женщин и детей, ей посвящен специальный праздник.

Один из обычаев северян гласит о том, что нужно строго следить за вещами младенцев, чтобы с ними не произошло несчастья. Причем это касается и тех предметов, которые уже были не нужны детям. Так, например, гнилушки, представляющие собой мягкую древесную стружку, которая использовалась в кроватках младенцев вместо пеленок, не выбрасывали после использования, а хранили в укромном месте. Ненцы считали, что ворона, прилетев из южных краев, в морозные дни греет лапки в этой стружке и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было, где мне погреть свои лапки».

Эксперты магазина «Ведьмино Счастье» рекомендуют:

В давние времена на праздник приходили только пожилые женщины и девочки, которые готовили разные угощения. Обязательным блюдом была каша-болтушка «саламат». Неотъемлемой частью праздника были и танцы. Зачастую этот праздник связывался с богиней Калтащь, которая считалась помощницей при родах, а также вершительницей судеб. Люди верили, что именно она чертила их жизненный путь на священных бирках.

Медвежий праздник

Медвежий праздник

Медвежий праздник является очень значимым для северян. Медведь, по традициям северных народов, это сын Торума – верховного божества. Также по преданиям он является сыном матери-прародительницы и братом ее детей, а значит, братом людей севера. В конце концов, он олицетворяет высшую справедливость, является хозяином тайги.

По окончании охоты на это животное устраивался праздник, целью которого было снять вину за убийство «собрата» и сделать счастливыми всех участников. Медвежью шкуру сворачивали, голову и лапы украшали кольцами и платками и клали в переднем углу жилища в жертвенной позе, причем голова находилась между вытянутыми передними лапами. Далее проходили представления в масках. До полуночи исполнялись танцы, которые посвящали главным божествам. Главное значение придавали середине ночи и времени после полуночи – в этот период ели медвежье мясо, устраивали проводы души медведя на небо, гадали о будущей охоте.

Обряд почитания оленя

Обряд почитания оленя

Согласно традициям, северные народы почитали многих животных, но самым большим уважением пользовался олень. Это легко объяснить его огромной значимостью в быту. Кроме того, и охотились в основном на дикого оленя. Его добычей занимались обычно осенью, на переправах, когда эти животные стадами уходили на юг. Зачастую люди севера использовали при этом обученных оленей-манщиков.

Домашним оленям обвязывали ремнями рога и подпускали к диким собратьям, которые вступали в схватку с манщиками и в процессе борьбы запутывались в ремнях.

Для ненцев олень был культовым животным, ведь их основным занятием являлось оленеводство. Их стада были самыми большими на севере. Традиционно, священными у ненцев считались белые олени, поэтому они не использовались в качестве ездовых, их не убивали с целью получения продуктов питания и шкур. Белые олени украшались красными лентами, на их шерсти выстригали знаки солнца или изображался дух огня. Считалось, что эти животные принадлежат верховному божеству Нуму. Северяне полагали, что Нум является создателем земли и всех, кто ее населяет.

Обряд оживления бубна

Обряд оживления бубна

Бубен – это священный инструмент для северян. Согласно их традициям, бубен шамана – это олень, на котором знахарь способен отправляться в путешествие на небо. Однако для этого шаману надо было вдохнуть жизнь в бубен. Обычно обряд проводился по весне, с прилетом птиц, потому что считалось, что птицы – самые близкие родственники северных народов, которые даже часто называли себя людьми орла или тетерева.

«Оживление» бубна происходило 10 дней. Апогеем церемонии являлось достижение шаманом земли, «где светят 7 солнц, где камень достает до неба». Доказательством того, что колдун находится в этой магической стране, был пот, который катил с него ручьями. Завершением обряда был всеобщий пир и кормление идолов, которые олицетворяли предков.

Праздник чистого чума

Праздник чистого чума

Этот праздник считался самым значимым у северных народов и связывался с завершением полярной ночи. Период празднования – конец января – начало февраля.

В праздник сооружался особенный, «чистый чум». В нем несколько дней без перерыва шаман проводил магические обряды. Под звуки шаманского бубна молодые северяне исполняли традиционные танцы и устраивали игры. Северные народы верили, что эти действия сделают следующий год удачным.

Праздник мог проходить и по другому сценарию. Например, вместо «чистого чума» строились «каменные ворота», которые представляли собой что-то вроде туннеля. В течение трех дней шаман общался с духами, а потом он и остальные участники праздника три раза проходили через каменные ворота.

Праздник кита

Праздник кита

По окончании промыслового сезона (конец осени – начало зимы) у северных народов проходил праздник кита. В этот день люди облачались в праздничные одежды и просили прощения у убитых ими животных – тюленей, китов, моржей. В честь праздника проводили бойцовские поединки, устраивали танцы и представления, показывающие сцены смертельных схваток охотников с их добычей.

В этот день северяне обязательно делали подношения Кэрэткуну, который считается хозяином всех морских животных. Люди верили, что охота будет успешной только в том случае, если божество относится к ним благосклонно. Обычно в яранге, в которой проводилось празднество, вывешивалась сеть Кэрэткуна, сплетенная их оленьих сухожилий, выставлялись фигурки животных и птиц – они вырезались из дерева и костей. Одна из фигур изображала повелителя. По окончании праздника люди опускали китовые кости в море. Они верили, что в морской воде кости обратятся в новых зверей, и в следующем году охота на китов будет не менее успешной.

Бубен в традициях северных народов

Самым главным инструментом для проведения обрядов является бубен. По традициям северных народов на внешнюю сторону обтяжки было принято наносить изображения мира, каким его видит шаман. Все общения с духами проходили только с использованием бубна.

Традиции народов севера_бубен

По традициям северных народов бубен – это ездовое животное шамана, причем он олицетворял именно того зверя, шкурой которого был обтянут. Во время общения с духами шаман путешествовал на бубне, как на коне или олене, в небесный (верхний) мир – обиталище добрых духов. Если шаман отправлялся в подземный/подводный мир, где обитали злые духи, то бубен для него служил лодкой, на которой он плыл по подземной реке. Главное, что бубен помогал шаману входить в транс для общения с духами.

Общение с духами

Общение с духами начиналось с «оживления» бубна – разогревания его на огне. Далее шаман бил в бубен. Удары и пение колдуна – это своего рода призыв духов, которые, по традициям северных народов, прилетали и садились на подвески бубна. Северяне считали, что духи сами указывают на то дерево, из которого шаман должен сделать обод (обечайку) своего бубна.

Традиции народов севера_шаманизм

Древние северные народы верили, что в бубне заключена вся жизненная сила шамана. За свою жизнь у шамана могло быть не более девяти бубнов. После того как рвался последний бубен, говорили, что шамана должен умереть. Если случалось так, что шаман умирал раньше, то бубен также «умертвляли», выпуская духов из него, – прокалывали, насаживая на сук дерева, растущего неподалеку от места захоронения шамана.

Подобные бубны и многое другое вы можете приобрести в нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье», который по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России.

Эксперты магазина «Ведьмино Счастье» рекомендуют:

Здесь вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Грезите северными легендами и тайнами? Зачитываетесь сагами и штудируете «Эдду»? Знаете все о германских богах? Вы не одиноки!

Для всех давних последователей Северной традиции и тех, кто только начал путь «на Север», мы постарались максимально облегчить это путешествие. Закажите у нас статуэтки богов, покрывала, чаши и другие принадлежности для алтаря, выберите рунические наборы и талисманы, и во всеоружии приступайте к работе.

Не уверены в выборе рун или книги? Пишите на info@happywitch.ru или звоните по тел. 8-800-333-04-69. А еще мы всегда на связи в Telegram и VK.

«Ведьмино Счастье» — магия начинается здесь.

День оленя – главный праздник тундровиков. Он отмечается 2 августа и приурочен к окончанию летнего выпаса оленей и началу перекочевки на зимние пастбища.

Во время праздника в стойбищах оленеводов проводятся соревнования по национальным видам спорта — прыжки через нарты, метание тынзея на хорей (лассо на палку-погонялку), гонки на оленьих упряжках, а также выступления народных коллективов.

Подводятся итоги соревнований между оленеводческими хозяйствами, в стойбища наезжает начальство, вручает грамоты и подарки, чествует ветеранов оленеводства. В Ненецком округе нет ни автомобильных, ни железных дорог. Поэтому до стойбищ добираются из Нарьян-Мара на вертолетах, это здесь основной вид транспорта.

Белый олень считается священным

Белый олень считается священным

Ненцы в своем большинстве ведут традиционный кочевой образ жизни. И олень – главная его составляющая, потому День оленя и является самым почитаемым праздником.

Олень – транспорт: на оленьих упряжках ездят не только зимой по снегу, но и летом по траве и мхам.

2

В стойбище прилетел вертолет

В стойбище прилетел вертолет

Олень – это одежда: малицы у мужчин и паницы у женщин, обувь из оленьего меха – пимы и тобоки, сумки-тучейки.

Это – жилище: чум, покрытый оленьими шкурами и брезентом, выстланный шкурами же изнутри, на которых сидят, спят, прекрасно предохраняет от лютой зимней стужи. В нем тепло и уютно.

И, конечно, олень – это еда. Оленина – нежное, экологически чистое мясо. Блюда из нее просты и необычайно вкусны.

Вертолет доставил в стойбище продукты и подарки

Вертолет доставил в стойбище продукты и подарки

Едят как сырое мясо свежезабитого оленя, так и бульоны из него: нарубленное небольшими кусочками мясо с косточками варят, примерно, час-полтора. Никаких добавлений в виде овощей, приправ не требуется, да и нет их в тундре. Но такой бульон вкусен и полезен, его кружка в самый трескучий мороз прекрасно согревает и утоляет голод.

Кровь молодого оленя, сырая печень – это, конечно, лакомство, но также и пища, предохраняющая кочевников от цинги, которой они не болеют.

Выступает народный ансамбль

Выступает народный ансамбль

Строганина из сырой, замороженной до каменного состояния оленины или сырой белой и красной рыбы – это то, что обязательно надо попробовать, попав к оленеводам. Вкусно, сытно и опять же очень полезно.

Летом оленеводы откочевывают со стадами на север, к морскому берегу, там животные не так страдают от гнуса, а тундра сплошь покрыта сочным ягелем, это основная пища оленей.

После Дня оленя стада потянутся на юг, к границам с Коми. Там, в лесотундре, среди редких, но все-таки деревьев, оленям легче прятаться от пурги. К тому же проще добывать ягель из-под рыхлого снега, разгребая его копытами. Кстати, глубина снега может достигать и одного метра, и полутора.

Молодежный ансамбль в общине Ямб То

Молодежный ансамбль в общине Ямб То

Кочуют семьями и бригадами, как мужчины, так и женщины. Мужчины управляются с оленями, охотятся, рыбачат. Женщины, их называют чумработницами, готовят пищу, чинят и шьют одежду, занимаются с детьми. До школы дети обычно кочуют с родителями. Затем их отправляют в школы-интернаты. Оленеводы неохотно отдают туда детей и те редко оканчивают школу. Оторванные от тундровой жизни, они теряют навыки выживания в суровых условиях, отвыкают от традиционной пищи, носят городскую одежду, которая мало пригодна в тундре. В советское время обучение в школах до выпускного класса было обязательным, теперь считается, что ненцу хватает начальной школы, чтобы получить основы письма, математики. А потом подростки наравне со взрослыми включаются в жизнь оленевода – простую, честную, трудную, какой жили и сотни лет назад их предки.

Молодые ненки в праздничных паницах

Молодые ненки в праздничных паницах

Оторвать оленевода от оленя и тундры невозможно. Внедрять туда европейскую цивилизацию? Зачем? Это другой мир, где мы, городские люди, беспомощны и выглядим нелепыми и инородными. Кочевники, олени и тундра составляют одно целое. Недаром одна из тундровых присказок звучит: все будет хорошо, пока люди и олени живут вместе.

Нарты - простой и надежный вид транспорта

Нарты — простой и надежный вид транспорта
Олени - это пища, кров, одежда и транспорт
Олени — это пища, кров, одежда и транспорт
Прыжки через нарты - национальный вид спорта
Прыжки через нарты — национальный вид спорта
Старый оленевод
Старый оленевод
Стойбище оленеводов в тундре
Стойбище оленеводов в тундре
Упряжка готовится к оленьим гонкам
Упряжка готовится к оленьим гонкам
Чумработницы готовятся ко Дню оленя
Чумработницы готовятся ко Дню оленя

Ольга Крупенье
Фото Александра Мозгового, Юлии Горбонос, Ольги Смирновой и Матвея Чупрова.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник осени встречаем слова
  • Праздник осени вот художник так художник
  • Праздник осени волшебный зонтик осени
  • Праздник осени волшебница осень
  • Праздник оленеводов значок